Accessible environment

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Сборник вопросов-ответов

Начиная с 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда». Доступная среда — это создание совместными усилиями условий для интеграции в общественную жизнь инвалидов. Это комплексный подход по обустройству и реализации безбарьерной среды, с помощью которой инвалиды будут быстрее адаптироваться в общество и чувствовать себя счастливее. Программа «Доступная среда» для инвалидов рассчитана на все маломобильные группы населения. Сюда входят и инвалиды-колясочники, и инвалиды по зрению, и инвалиды по слуху. Результатом данной программы должно быть наличие доступности всех объектов инфраструктуры — транспорт, учебные заведения, государственные учреждения, культурные объекты и т.д. для всех категорий граждан.

Государственный университет «Дубна» согласно Федеральному закону от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ведет активную работу, обеспечивающую условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Толерантная модель общения, основанная на гуманизме и взаимоуважении, между студентами разных физических возможностей, является нормой университетской жизни.

Стратегия государственного университета «Дубна» в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья: подготовка грамотных, экономически независимых профессионалов, способных внести вклад в развитие как Московской области, так и всей России; доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет; интеграция в образовательную среду университета через совместные лекционные занятия в общих группах на этапах обучения бакалавриата, магистратуры, специалитета. Государственный университет «Дубна» предоставляет возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам получить высшее образование в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей каждого. Лучшие выпускники имеют возможность поступить в аспирантуру и заниматься научной работой. Вся работа структур университета строится на строго индивидуальном подходе к каждому студенту и слушателю, на методических материалах, разработанных специалистами институтов, центров и университетских кафедр с применением современных компьютерных и информационных технологий.

В филиале «Угреша»  государственного университета «Дубна» реализуется совокупность постоянно развивающихся элементов современной социальной реабилитации:

  • профессиональное образование;
  • инклюзивная система обучения в общих группах, так же обучение с применением дистанционных образовательных технологий;
  • довузовская подготовка в составе общей системы довузовской подготовки абитуриентов;
  • профессиональная ориентация в форме консультаций по вопросам приема и обучения;
  • вступительные испытания сопровождаются предоставлением отдельных аудиторий для абитуриентов-инвалидов, увеличением продолжительности вступительных испытаний, а так же других форм, установленных действующим законодательством Российской Федерации;
  • социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);
  • реабилитационный спорт и физкультура;
  • социально-средовая адаптация и социально-бытовая ориентация и интеграция;
  • организация безбарьерной архитектурной среды для студентов с ОВЗ, инвалидов.

Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение студентов с инвалидностью осуществляется в соответствии с «Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)» на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» и по утвержденной в нем форме. Комплексное сопровождение образовательного процесса студентов с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на основании Выписки из протокола ПМПК.

Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ, установление особого порядка освоения студентами с инвалидностью и студентами из числа лиц с ОВЗ дисциплины «Физическая культура».

Организационно-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и типовым или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; контроль по результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации; коррекцию взаимодействия преподавателей и студентов данной категории; консультирование по психофизическим особенностям студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ, проведение инструктажей и семинаров для преподавателей и сотрудников.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении, социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений.

Социальное сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:

  • мероприятия, направленные на их социальную поддержку, включая решение бытовых проблем, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения;
  • установление особого порядка освоения студентами с инвалидностью и студентами из числа лиц с ОВЗ дисциплины «Физическая культура», определенного Положением о реализации дисциплины «Физическая культура» для отдельных категорий обучающихся;
  • создание в Университете толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

 

МЫ ЖДЕМ ВАС В НАШЕМ ФИЛИАЛЕ И НАДЕЕМСЯ, ЧТО ОН И ДЛЯ ВАС СТАНЕТ ВТОРЫМ ДОМОМ!