Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Кафедра экологии и природопользования
О кафедреПрограммыПреподавателиКафедральная жизньВыпускникиПроизводственная практика
Кафедра экологии и природопользования основана в 1999 году и возглавила направление подготовки специалистов в области природопользования и охраны окружающей среды. Организатором и идеологом создания кафедры был Ясаманов Николай Александрович – профессор, доктор геологических наук, ведущий научный сотрудник Музея Землеведения МГУ им. Ломоносова.
С первого года формирования учебных планов курс был взят на подготовку специалистов, отвечающим проблемам современного общества, а именно экологической безопасности.
Это направление нашло отражение в специализации «Геоэкология».
Миссия кафедры
Подготовка специалистов с широким кругозором, отвечающим проблемам современного общества, а именно экологической безопасности. Объекты профессиональной деятельности будущих выпускников кафедры – организмы, популяции, экосистемы, экологический мониторинг, экологическая эксперт, оценка воздействия на окружающую среду.
Подготовка экологов включает получение теоретических знаний и овладение практическими навыками в ходе учебных и производственных практик. Студенты участвуют в полевых работах по геологии, биологии и почвоведенью, проходящих на территории карьеров, заповедников и заказников Московской области, знакомятся с особенностями дизайна лучших памятников архитектуры мира. В рамках специальных предметов «Переработка и утилизация отходов», «Экология городской среды», «Техногенные системы и экологические риски» и др. получают знания о современном состоянии окружающей среды.
Кафедральная жизнь
Сферами профессиональной деятельности эколога являются:
органы охраны природы и управления природопользованием (центральный и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств и учреждений), а также экологические службы отраслей, ведомств и местные органы власти;
организации, учреждения и предприятия, связанные с технологическими аспектами охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности;
проектные, изыскательские, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.
общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
Сферами профессиональной деятельности эколога являются:
органы охраны природы и управления природопользованием (центральный и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств и учреждений), а также экологические службы отраслей, ведомств и местные органы власти;
организации, учреждения и предприятия, связанные с технологическими аспектами охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности;
проектные, изыскательские, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.
общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
Объектами профессиональной деятельности наших выпускников могут быть:
геосферы Земли;
природно-территориальные и природно-хозяйственные комплексы;
методы геоэкологического мониторинга, управление в системе охраны природы и природопользования, контроль и прогноз загрязнений природной среды, менеджмент и маркетинг в экологии.
Виды профессиональной деятельности выпускника:
научно-исследовательская,
проектно-производственная,
контрольно-ревизионная,
педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля).
Выпускающийся специалист нашей кафедры подготовлен для решения следующих задач:
в области научно-исследовательской деятельности:
проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению;
организация геоэкологического мониторинга;
анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;
выявление и диагностика проблем охраны природы;
в области проектно-производственной деятельности:
проектирование типовых природоохранных мероприятий;
обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
разработка и использование социальных, экономических и правовых механизмов формирования и реализации государственной экологической политики;
проведение экологической экспертизы;
разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;
в области контрольно-ревизионной деятельности:
осуществление контроля и ревизионной деятельности в органах экологической прокуратуры и полиции;
проведение и организация геоэкологического мониторинга;
в области педагогической деятельности:
учебно-вспомогательная работа в вузах;
учебная и воспитательная работа в средних общеобразовательных школах.