О кафедреПрограммыПреподавателиКафедральная жизньВыпускникиПроизводственная практика
Кафедра экологии и природопользования основана в 1999 году и возглавила направление подготовки специалистов в области природопользования и охраны окружающей среды. Организатором и идеологом создания кафедры был Ясаманов Николай Александрович – профессор, доктор геологических наук, ведущий научный сотрудник Музея Землеведения МГУ им. Ломоносова.
С первого года формирования учебных планов курс был взят на подготовку специалистов, отвечающим проблемам современного общества, а именно экологической безопасности.
Это направление нашло отражение в специализации «Геоэкология».
Миссия кафедры
Подготовка специалистов с широким кругозором, отвечающим проблемам современного общества, а именно экологической безопасности. Объекты профессиональной деятельности будущих выпускников кафедры – организмы, популяции, экосистемы, экологический мониторинг, экологическая эксперт, оценка воздействия на окружающую среду.
Подготовка экологов включает получение теоретических знаний и овладение практическими навыками в ходе учебных и производственных практик. Студенты участвуют в полевых работах по геологии, биологии и почвоведенью, проходящих на территории карьеров, заповедников и заказников Московской области, знакомятся с особенностями дизайна лучших памятников архитектуры мира. В рамках специальных предметов «Переработка и утилизация отходов», «Экология городской среды», «Техногенные системы и экологические риски» и др. получают знания о современном состоянии окружающей среды.
Кафедральная жизнь
Сферами профессиональной деятельности эколога являются:
органы охраны природы и управления природопользованием (центральный и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств и учреждений), а также экологические службы отраслей, ведомств и местные органы власти;
организации, учреждения и предприятия, связанные с технологическими аспектами охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности;
проектные, изыскательские, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.
общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
Сферами профессиональной деятельности эколога являются:
органы охраны природы и управления природопользованием (центральный и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ и других природоохранных ведомств и учреждений), а также экологические службы отраслей, ведомств и местные органы власти;
организации, учреждения и предприятия, связанные с технологическими аспектами охраны природной среды и обеспечения экологической безопасности;
проектные, изыскательские, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и др.
общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.
Объектами профессиональной деятельности наших выпускников могут быть:
геосферы Земли;
природно-территориальные и природно-хозяйственные комплексы;
методы геоэкологического мониторинга, управление в системе охраны природы и природопользования, контроль и прогноз загрязнений природной среды, менеджмент и маркетинг в экологии.
Виды профессиональной деятельности выпускника:
научно-исследовательская,
проектно-производственная,
контрольно-ревизионная,
педагогическая (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля).
Выпускающийся специалист нашей кафедры подготовлен для решения следующих задач:
в области научно-исследовательской деятельности:
проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных экологических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению;
организация геоэкологического мониторинга;
анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;
выявление и диагностика проблем охраны природы;
в области проектно-производственной деятельности:
проектирование типовых природоохранных мероприятий;
обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
разработка и использование социальных, экономических и правовых механизмов формирования и реализации государственной экологической политики;
проведение экологической экспертизы;
разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;
в области контрольно-ревизионной деятельности:
осуществление контроля и ревизионной деятельности в органах экологической прокуратуры и полиции;
проведение и организация геоэкологического мониторинга;
в области педагогической деятельности:
учебно-вспомогательная работа в вузах;
учебная и воспитательная работа в средних общеобразовательных школах.